Дон Православный
Дон Православный
12.01.2017 - 17.01.2017
Интервью с куратором проекта создания копии

Интервью с председателем архитектурно-искусствоведческой комиссии Донской митрополии, куратором проекта создания копии протоиереем Валерим Волощуком.

 

 

- Отец Валерий, как появился замысел создания точной копии Донской иконы Божией Матери?
 
- Идея принесения на Дон списка чудотворной Донской иконы принадлежит Главе Донской митрополии митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому Меркурию и проистекает из исторической необходимости восстановить почитание покровительницы нашего края, казачьей земли – Божией Матери в образе Ее Донском. Появлению этого замысла предшествовала большая работа по созиданию особого почитания Донского образа. Первое, что многие заметили, – празднование в честь Донской иконы Пресвятой Богородицы в монастыре станицы Старочеркасской стало масштабным событием, собирающим тысячи паломников. В ежегодных торжествах принимают участие и губернатор Ростовской области, и Преосвященные владыки из многих епархий Русской Православной Церкви, в том числе из соседних с Ростовской, – тех, что входили в историческую область войска Донского. В 2014 года праздник начался с крестного хода по реке Дон со святым образом, на пристани икону встречал залп пушки по казачьей войсковой традиции. То количество людей, что ежегодно собирает праздник в Старочеркасской, показывает особую любовь к Донскому образу Божией Матери и говорит о том, как этого не хватало людям. Нужно было вернуть память и почитание этого старинного образа сквозь время – из той эпохи, когда были забыты многие духовные ценности и традиции, постараться, чтобы взор всех обратился к Донскому образу и, тем самым, мы вспомнили бы те исторические события, которые связаны с иконой. На Дону из-за особенного почитания Донской иконы Божией Матери празднование в ее честь даже было перенесено по благословению митрополита Меркурия на первое воскресение после 1 сентября, чтобы многие имели возможность почтить Богородицу. Вспоминаю, как владыка митрополит высказывал идею принесения на Дон первообраза. Все мы знаем, что он находится в Третьяковской галерее, что 1 сентября икона в специальной капсуле переносится в московский Донской монастырь, большое количество верующих в этот день участвуют в богослужении, которое возглавляет Святейший Патриарх. И митрополит Меркурий подал идею о принесении чудотворного первообраза на Дон, но после глубокого ее обсуждения владыка пришел к мнению, что в нашем регионе нужно оставить навсегда Донскую икону, ведь если и побывает первообраз на Донской земле, то недолго. Так впервые заговорили о проекте создания точной копии иконы для нашего края.
 
- Но ведь во многих храмах Донской митрополии уже есть копии этого образа. В чем уникальность нового списка?
 
- Действительно, об этом проекте можно говорить как об уникальном.Конечно, копии Донского образа уже есть в наших храмах, поэтому владыка митрополит высказал идею создать так называемую рабскую копию. В искусствоведении это значит, что копия должна полностью, по всем параметрам совпадать с первообразом. Так идея стала воплощаться. В 2013 году состоялось знакомство с руководством Третьяковской галереи, владыка поделился замыслом с искусствоведами, главным хранителем музея, почувствовал поддержку и даже радостное желание поучаствовать в этом серьезном проекте, который, как говорят сами третьяковцы, уникален по своей сути. Потому что были копии и Владимирской иконы Богоматери, и Троицы Рублева, но впервые была задумана полная копия – это многих заинтересовало. Вместе с таким огромным расположением к проекту, специалисты из Третьяковки приложили серьезные усилия для его реализации. Мы получили спектральный анализ всех минералов, которые использовались при написании первообраза. Были сделаны макроснимки, на которых видно частицы и даже степень помола пигментов, которыми пользовался иконописец. Нам был передан рентгеновский снимок доски, то есть мы смогли увидеть, из чего она состоит. Может быть, не все знают, что Донская икона Божией Матери двусторонняя: с другой стороны, и в этом есть глубокое богословие, изображено Успение Божией Матери. Особо хочу отметить высочайший профессионализм сотрудников Третьяковской галереи, из знания, огромную практику, и вместе с этим мы увидели их по-настоящему духовное отношение к собранию древнерусского церковного искусства и глубокое понимание целей проекта создания точной копии Донской иконы.
Если посмотреть со стороны или подумать, как можно воплотить проект такого уровня, может показаться, что это невозможно. Но мы встретили одобрение, усердие и поддержку многих людей, и даже расстояние Москва-Дон не стало помехой. Господь так соблаговолил. Чувствуется особое благоволение Божией Матери в создании этой иконы. Господь всех объединил и даровал нам такую милость. И, конечно же, Патриаршее благословение имеет великую силу, а также молитва и глубокое стремление владыки митрополита Меркурия, его горение, чтобы была у нас на Дону эта святыня, чтобы многие люди могли помнить заступничество Божией Матери, не забывать свою историю, утвердиться в уповании к Богородице.
 
- Как проходил процесс написания иконы? Какие материалы использовались? Удалось ли создать действительно точную копию?
 
- Все начиналось с молитвы. Первая молитва была совершена перед первообразом в Третьяковской галерее, митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий молился о том, чтобы благодать снизошла от первообраза к списку, который мы собирались созидать. Весь проект вели мастерские Данилова монастыря, были привлечены иконописцы, реставраторы, которые и понесли основной труд по созданию иконы. Как я уже сказал, копия рабская, икона воссоздана в точном размере: ширина, толщина, поля, ковчеги соответствуют подлиннику. Мы старались полностью повторить пигменты, которые использовались при написании первообраза, и при этом сохранить даже их географическую принадлежность, например, чепец Богородицы  небесного цвета – это афганский лазурит. Именно этот пигмент и использовали. Мафорий Пречистой Богородицы темно-коричневого цвета, этот пигмент – не что иное, как бычья кровь. Ее закапывали в землю, хранили там десятилетия или даже столетия, она каменела. Потом ее доставали, растирали и использовали для написания иконы. И в нынешнее время такой пигмент удалось найти, по той же технологии изготовленный, оказалось, что с тех времен еще что-то сохранилось. Очень интересно, когда водой разбавляешь этот пигмент, он становится маслянистым и имеет не очень приятный запах. То есть я хочу сказать, что мастера постарались воссоздать до мельчайших деталей образ Богородицы и даже сам процесс письма приблизить к оригинальному. Специалисты, даже имея копию иконы, делали выкрасы и сопоставляли точность совпадения цвета пигмента с тоном на первообразе. Иконописцы, которые трудились над созданием точной копии, по договоренности с Третьяковской галереей, по мере необходимости приходили к первообразу, чтобы сделать сверку, оценить точность совпадения выполненной работы с подлинником. 
 
- А как воссоздавался оклад? Ведь он был утрачен.
 
- За написанием копии иконы решено было пойти дальше и воссоздать исторический оклад. Когда-то его преподнесли иконе правители русского государства, но оклад был утерян в 1812 году, когда французы вошли в Москву. Позже оклад был найден и обновлен, но после революции исчез окончательно. Митрополит Меркурий попросил специалистов найти исторические материалы, и оказалось, что существует черно-белый снимок оклада, а в цветном варианте сохранилась даже зарисовка с образа в окладе. Все это послужило материалом для второго этапа проекта – создания точной копии оклада. Информацию собирали по маленьким крупицам. К сожалению, параметры первоисточника не были описаны, но все то, что было доступно нам в визуальном восприятии, позволило в максимальной степени повторить тот оклад, который был утрачен. Пришлось, конечно, столкнуться с определенными трудностями в изготовлении оклада. Он серебряный, при этом лист серебра должен быть достаточно широким, но трудно найти вальцы, чтобы раскатать такого размера серебро. Думали делать это за границей, но, слава Богу, в России тоже есть и оборудование, и мастера, которые с этим справились. Над окладом трудились высокопрофессиональные чеканщики в Даниловых мастерских, все – ручная работа. Нужно было сделать золочение оклада, потому что именно таким был исторический. Для этого была созвана особая коллегия, члены которой решали вопросы производственного процесса, например, нужно было определить, где золото должно быть матовым, а где – блестеть. Как и на первообразе, по периметру оклада есть миниатюрные дробницы, на которых изображены двунадесятые праздники. Работу эту выполнил один из лучших на сегодняшний день граверов. В оклад вставлялись камни, целые дорожки с фианитами, использовался настоящий речной жемчуг, все эти материалы скрупулезно подбирались, чтобы расположение камней было продуманным и обоснованным. Результат работы – это плод больших трудов, участие многих специалистов.
 
- Случайно ли принесение точной копии Донской иконы в Ростов-на-Дону состоялось накануне Дня Победы или в этом можно усмотреть глубокий смысл, ведь история сохранила множество ярких свидетельств покровительства Божией Матери русскому воинству?
 
- В тропаре мы читаем, что икона называется Заступницей, она давала нашему Отечеству победы, поддерживала воинов. История этой иконы насчитывает несколько сот лет, образ объединяет молитвы тысяч людей, которые предстояли перед ним. В нашем сознании Донская икона связана с пониманием целой эпохи, трудной, трагической. Ближайшее к нам проявление заступничества Пресвятой Богородицы и Божие вмешательство в историю Отечества – 70 лет назад, Великая победа, которая дарована была из рук Божиих. Тогда День Победы совпал с православной Пасхой – Господь показал, что Его произволением наш народ одержал победу над мировым злом. В истории не было никогда такого, чтобы великая жертва одного народа была принесена ради того, чтобы победить всемирное зло. И теперь на Дон приходит Та, Которая всегда землю русскую охраняла. Пусть многовековое заступничество и моление перед иконой продолжатся и дадут возможность наше сердце обратить к Богу, исправить нашу жизнь и утвердиться в вере, которая является основой нашей жизни, фундаментом нашего Отечества.
 
- Где икона будет пребывать в Ростове, учитывая то, что в соборе идет реставрация?
 
- Митрополит Меркурий благословил подготовить в Ростовском кафедральном соборе место в пределе справа от иконостаса. Там икона будет находиться временно до окончания реставрационных работ в храме. Это место будет специально оборудовано, чтобы верующие смогли подойти помолиться, поставить свечи. Глава Донской митрополии также благословил в течение свободного от богослужений времени установить служебную чреду и совершать акафистное пение перед иконой, чтобы таким образом воздать почтение Божией Матери и дать возможность сугубо помолиться всем притекающим к Ее заступлению.
 
 
Беседовала: Евгения Фоминова
 
 

 

Информационная поддержка:

 

    http://www.expoholding.ruhttp://www.prosfora.ru            



Дон Православный
12.01.2017 - 17.01.2017


Техническая поддержка ресурса:     

Следите за новостями выставок и ярких событий Ростова
в социальных сетях: